Практика на матроса 2кл.Ноябрь-Декабрь 1978гг.
(Особая благодарность автору очерка о *Крузенштерне* нашему однокурснику и другу Сергею Б.(Путник):
Мало осталось в мире парусных судов! Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» — один из них. Он последний винджаммер, на десятилетия переживший свое время. Его долголетие — заслуга наших моряков. «Крузенштерн» продолжает бороздить голубые просторы морей и океанов, гордо неся советский флаг.
А давно ли мы проходили свою первую парусную практику на самом большом в то время паруснике «Крузенштерне»! Чего стоил нам один переезд в столицу Латвии! Вряд ли кто из нас забыл, как 120 курсантских душ 13-й роты погрузили в один плацкартный вагон и отправили из Калининграда в Ригу!
Битва за места была похожа на Куликовскую, спать нам почти не пришлось, вагон был железной дорогой списан… А мы, построенные утром перед разгромленным вагоном, были похожи на тех «веселых ребят» из одноименной комедии, которые «рети-пи-ти-питировали»…
Вспоминая саму практику на паруснике, можно с восторгом говорить о высоте мачт барка «Крузенштерн», длине его рей, прочности парусов, разнообразия такелажного оборудования! Мыслимое ли дело, запомнить все эти парусные названия было равнозначно освоению языка племени «мумба – юмбо»! Кто сможет сразу выговорить и повторить название лишь некоторых парусов «Крузенштерна»: фор-бом-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйс-бом-брамсель! Язык сломаешь! А мы, между прочим, бегом по реям бегали, до «клотика» (так называют самую верхнюю точку корабля) взбирались и паруса эти по ветру ставили!
Помнится, капитан «Крузенштерна» Ян Смелтарис смотрел одобрительно на наши старания, пыхтел в свою трубку и накручивал пышные морские, закрученные вверх усы.
Давайте прогуляемся по «Крузенштерну» и посмотрим на него глазами курсанта, впервые прибывшего на парусник. Я не буду описывать детали корабля точно и подробно, прошло уже достаточное количество лет, чтобы все как следует забыть. Что осталось в памяти до сих пор — постараюсь воспроизвести, а другие мои коллеги мне в этом помогут!
На парусном судне, таком как «Крузенштерн», нет крупных, покрашенных в ослепительно белую краску, надстроек, многочисленных открытых палуб, раструбов, огромных фальштруб, вертолетных площадок и бассейнов. Здесь все спрятано под палубой основного корпуса судна.
Лишь небольшие штурманская, радио рубки и капитанский мостик в виде одинокого «пакгауза» умещаются между фок и грот мачтами, а спереди этой постройки находится огромное двойное рулевое колесо, отделанное деревом и металлом, соединенное с помощью толстых штуртросов с рулевым валом и килем. Никаких пневмо и гидроусилителей на рулевом механизме нет, его приводят в движение 3 или 4 курсанта, с силой налегая на штурвал и выкрикивая при этом счет – «и р-раз, и два, и три..».