Крузенштерн Ноябрь-Декабрь 1978гг.
Первая ночь после выхода «Крузенштерна» из рижского порта запомнилась мне на всю жизнь! Вряд ли кто из тех, кто никогда не был в море, может себе представить ощущения салаги, который проснулся среди ночи в темном кубрике, открыл свои глаза и с испугом обнаружил сильную морскую качку, услышал скрип металлических переборок, шум бушующего моря за бортом, светящуюся пену бурлящих волн в стеклах иллюминаторов и сильно колотящееся от ужаса сердце у себя под тельником.
Огромный парусник шел своим курсом глубоко черпая бушпритом Балтийские волны….И благодаря слаженным действиям экипажа упрямо шел по намеченному курсу. Казалось, еще мгновение и эта скрипящая и воющая посудина вместе со своими гигантскими мачтами и реями будет переломлена пополам и пойдет ко дну, а я даже не смогу выскочить из шконки обретя тут последний деревянный бушлат – ноги упирались в переборку и уже были ватными, спина в холодном поту, а пальцы рук судорожно вцепились в металл шконки. Дожить до рассвета, можно было лишь только мечтать…
Смутные сомнения и воспоминания терзают неспокойную душу: в первые сутки Крузенштерн — это: тяжкий подьем в 6-00. Смрад в углах гальюнов после первой ночи выхода из Риги при переходе через Ирбены(декабрь 78года),страшная толчея волн со всех сторон. Пустой камбуз при принятии пищи — так как она просто не лезет в пасть а проситься обратно.
Гадкий перезвон боцманской сопелки(командная дудка) — вызов на построение и на приборку верхних и нижних палуб после проведенной первой ночи .
Кто то ее провел в гальюнах выворачивая там в шпигаты и гальюны еще свой береговой перекус в вагоне поезда .
Крузенштерн – это головная боль с утра и травля по ватервейсам горькой блевотиной на верхней палубе. Травля до крови из желудка когда тебя выворачивает всего и просто наизнанку. А ветер все это вывороченное кидает тебе обратно в лицо. Свист штормового Балтийского моря в ушах перемешивается со свистом такелажа парусного огромного судна, которое швыряет по какой то неведомой траектории: от клотика на киль, с борта на борт, с кормы на бак и наоборот….. Рев мощного дизеля главной силовой установки, которой повинуется эта махина…
С превиликим удовольствием приходят мысли о береге родном и ты уже готов в мыслях просто выпрыгнуть за борт…Суровый прием сурового Баренцева моря своих первенцев моряков!!! Не даром после первой практики часть курсантов просто ушли забрав документы — МЫ выдержали испытания. Впереди нас ждали еще месяцев пятнадцать плавательского ценза по морям и океанам, и три с половиной года обучения в мореходке, чтобы получить дипломы техника судоводителя и обрести профессию штурмана! Мы с гордость будем носить имя — РЫБАК!
И такая история имее право быть: Первые несколько суток все валяются как мертвые…Боцмана поднимают всех наверх на свежий ветер — драить палубу. Все ходят синие и желтые от качки(кроме Валеры Шишкина – он жрет на камбузе за всю группу все подряд и еще 5-10 курсантов за всю роту). Ну и блюют где попадя… в гальюнах и по ватервейсам в шпигаты. Как то я захожу в гальюн а там Беня кидает смычки в толчек…а Короче там на верхей палубе над ним тоже был гальюн и в нем была вывернута труба как раз над В.. И сверху в эту дыру тож какой то матрос травит ему на голову….Картина была конечно от смеха хоть стой хоть падай…, хотя самого уже мутило на последней секунде… (Мож это был и не В.?? но как его нет можно и потравить ). Но такое точно было
Автор: Вячеслав Штурман